Сергей Энверович Чобан и его художественный подход к архитектуре

Бюрo SPEECH вo глaвe с Сeргeeм Чoбaнoм нeдaвнo стaлo лидeрoм пятeрки aрxитeктурныx кoмпaний с нaибoльшим числoм спрoeктирoвaнныx нoвoстрoeк в Мoсквe, сoглaснo рeйтингу, сoстaвлeннoму кoмпaниeй «БEСТ-Нoвoстрoй». Пo дaнным aнaлитикoв, пo прoeктaм SPEECH сeгoдня рeaлизуeтся 5,3 млн кв. м. в 19 жилыx кoмплeксax рaзнoгo клaссa и фoрмaтa. Нaибoлee извeстeн Сeргeй Чoбaн прoeктoм бaшни «Фeдeрaция», нo пoпулярeн oн нe тoлькo в Рoссии, нo и в Eврoпe.

Истoрия прoфeссиoнaльнoгo пути

Aрxитeктoр Сeргeй Энвeрoвич Чoбaн окончил среднюю художественную школу, а после – Ленинградский (ныне Санкт-Петербургский) государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. Уже первые работы новоиспеченного архитектора привлекли внимание общественности благодаря оригинальности художественных форм и досконально проработанным деталям неординарных фасадов. Даже простые прямоугольные здания Чобан создавал с необыкновенной художественностью.

Первое время после учебы Сергей работал у архитектора Фабрицкого и как самостоятельный ленинградский архитектор, а в 30 лет уехал за границу. Это были 90-е годы – «голодное время» для архитекторов в России, но в Германии тогда происходил строительный бум, чем и решил воспользоваться молодой специалист. Чобан увлекался архитектурной графикой, что оказалось значимым в развитии его карьеры. В Гамбурге он устроил выставку собственных рисунков и бумажной архитектуры. Между тем, его поселили к председателю Гамбурского союза архитекторов, который через некоторое время предложил Сергею работу в бюро NPS, предполагающую создание графических презентаций проектов. К своей деятельности архитектор подходил с большим рвением и энтузиазмом и уже через три года был назначен главой отделения NPS в Берлине, после чего взялся за проектирование городских объектов. Многие из них оказались шикарными дорогостоящими объектами, например, кинотеатр Cubix, комлекс DomAquaree, галерея Arndt. Прошло немного времени, и компания, в которой трудился Сергей, сменила название на NPS Tchoban Voss, а сам архитектор получил членство в Союзе немецких архитекторов. 

В 2000-х годах, когда ожила строительная область в России, архитектор вернулся на родину, принявшись за проект башни «Федерация». Интересно, что для проекта хотели пригласить исключительно иностранного специалиста (тогда в Россию начинали активно привлекать западных звездных архитекторов). Именно в таком качестве и приехал Сергей Чобан, а успешность проекта еще более подсветила яркое возвращение специалиста и принесла ему популярность на родине.

В 2003 году Сергей открыл в столице бюро «Чобан и партнеры», которое в 2006 расширилось до объединения «SPEECH Чобан & Кузнецов» и включило в свой состав «С.П.Проект» — архитектурную мастерскую Сергея Кузнецова, товарища и коллеги Чобана, а теперь еще и главного архитектора Москвы. В связи с назначением на данную должность, Кузнецов вышел из состава учредителей. Сейчас бюро носит лаконичное название SPEECH, а работает в нем множество первоклассных специалистов.

Позиция и стиль архитектора

Важнейшая задача современной архитектуры, по мнению Сергея Чобана, это гармоничное соединение в ней двух основных начал: «преимущества старого города» и новых веяний. Как рассказывает Сергей Энверович городскому порталу Stroi.mos, сегодня архитектура развивается по направлениям, находящимся в непримиримой дискуссии: бескомпромиссного модернизма и, наоборот, возрастающей тоске по стилю прошлого. Такое соперничество не приносит пользы: часто в обоих случаях на выходе получаются либо «безликие модернистские кварталы», либо неудачные суррогаты прошлого. Этот безрадостный результат склонил Чобана к поиску здоровой золотой середины между наследием прошлого и современными решениями. Архитектор считает, что объединить два направления могло бы использование достижений модернизма в уникальных сооружениях (где модернизм открывает новые грани) с обращением в их обрамлении к переосмысленному историческому наследию архитектуры и «изобразительным основам классики».

Взгляды Сергея Чобана выражаются в его архитектуре. Стоит обратиться к проекту «Лангензиппен» и мы увидим удивительное сочетание современности и истории. Создавая данный бизнес-центр, Чобан использовал в качестве основы каркас недостроенного завода 60-х годов. Благодаря руке мастера, здание приобрело привлекательный стеклянный фасад, украшенный изображениями Рима, которые издалека напоминают лепнину.

Сергею близки проработанность мелочей, сложный рельеф, художественная эстетика, которых лишены многие современные объекты. Он умело работает с геометрическими формами, создавая броский и стильный облик здания. К разработке проектов Чобан подходит как прирожденный художник, со всем талантом, фантазией и кропотливостью, словно стремясь оставить в истории новые произведения искусства, отдавая при этом дань прошлому в изобразительных деталях. В интервью для Stroi.mos Сергей сожалеет о том, что сегодня в «городской ткани» практически отсутствуют «ощущение тактильности» – как архитектор он заинтересован в его возрождении. По его мнению, нынешнее развитие технологий должно приводить не к обезличиванию кварталов, а подталкивать к поиску свежих способов воплощения интересных идей и новым формам производства.

Сочетание новых сооружений с выразительными элементами, любопытными деталями и разной городской средой создает, по мнению Сергея Энверовича, весьма интересный эффект, который он именует «бриллиантом в оправе». По наблюдениям архитектора, которыми он делится с Stroi.mos, фоновая застройка в городе составляет 80-85%, поэтому качество и разнообразие городской среды оказываются для Чобана важными моментами в строительстве. На его взгляд, одним из наиболее эффективных путей гармоничного и рационального развития города является организация полузамкнутых и замкнутых кварталов. Работая над проектированием городских территорий, бюро SPEECH предлагает площади, уличные, бульварные и рекреационные пространства, которые либо ограничены со всех сторон, либо связаны с другими, крупными рекреационными пространствами.  

В высотных проектах архитектуру импонирует соотношение «30 на 70»: одно пластически сложное здание, в том числе и высотка, требует более спокойного и низкого окружения. Воплощая данную формулу в реальность, Сергей Чобан создал мастер-план развития района в Казани, предполагающий множество малооэтажных зданий, обрамляющих высотные доминанты, что вкупе образует живописный силуэт.

Среди собственных проектов сам архитектор выделяет отель Radisson Blu в составе DomAquaree как уникальное здание, не имеющее аналогов в мире. Во внутреннем дворе отеля во всю высоту здания установлен огромный цилиндрический аквариум с соленой водой, а в его середине располагается лифт для постояльцев. Дороги душе архитектора здания, проектирующиеся для группы «Теорема» в Питере – креативного, по словам Чобана заказчика, сотрудничество с которым дает положительные результаты. Среди уже реализованных работ Сергей отмечает бизнес-центр «Лангензипен», дом «Бенуа» и офисное здание «Оранжерея». Помимо этого, к заслугам бюро SPEECH относятся жилой комплекс Wine House, Neva Towers, Atlantic Apartments, «Гранатный 6», «Грюнвальдь», коттеджный поселок «Усадьба Бергов», многофункциональный центр «Данилов Плаза», комплекс «Невская ратуша».

Сегодня Сергей Чобан вместе со своей командой вносят свою лепту в совершенствование и развитие российской архитектуры, стремясь выйти на международный уровень. Как сообщает «Афиша Daily», качество большей части современной архитектуры России, по мнению профессионала, оказывается довольно низким и не может конкурировать с европейскими компаниями. Чобан же намерен вывести архитектуру на новый уровень и создать междуродно-известный бренд.

Начинающим архитекторам Сергей Энверович советует запастись скромностью и терпением, поясняя, что в данной профессии нельзя быстро достичь всех целей, поэтому не стоит рассчитывать на скорый успех. Вместо этого полезно стремиться к новым знаниям и постоянно обучаться, тем более что работа архитектора значительно зависит от технологий: в наше время они постоянно меняются, и специалисты должны быть готовы к этим переменам.

Фотоматериалы: TATLIN

Автор: Токарева Ангелина

Комментарии и размещение обратных ссылок в настоящее время закрыты.

Комментирование записей временно отключено.